Государственный реестр ККМ

Государственный реестр контрольно-кассовой техники

В настоящее время в РФ эксплуатируются несколько сотен видов ККМ как отечественного производства, так и импортного. Государство напрямую регулирует возможность применения того или иного вида ККМ, утверждая так называемый Государственный Реестр контрольно – кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (Реестр). Реестр утверждается специально созданной Государственной межведомственной комиссией по применению контрольно – кассовых машин в РФ (ГМЭК). ГМЭК регулярно проводит собрания и выносит по поводу моделей ККМ какие-либо решения, протоколы которых служат руководящей основой для действий Госналогслужбы, центров технического обслуживания (ЦТО) и всех лиц, применяющих в своей деятельности ККМ.

Как правило, каждая модель ККМ включается в Реестр для какой-то области применения (торговля, сфера услуг, для торговли нефтепродуктами и для отелей и ресторанов); и одновременно определяется ее тип: автономная, системная и т.д. Применения ККМ для других областей или в другом качестве незаконны.

Каждая модель ККМ включается в Реестр на определенный срок. По истечении этого времени она может быть исключена из Реестра (как не отвечающая современным требованиям), или срок ее включения в Реестр продлевается. ККМ, включенные в Реестр, регистрируются в органах Госналогинспекции (ГНИ) и могут работать без всяких ограничений (в пределах установленного срока). ККМ, включенные в Реестр, часто называют «разрешенными».

Если ККМ была исключена из Реестра, то, как правило, ее можно эксплуатировать какое-то время (год – два). Об этом ГМЭК принимает соответствующее решение. Такие ККМ можно применять при выполнении каких-либо условий (дата импортирования, дата регистрации, наличие модернизации и т.д.) в течении определенного срока. Такие ККМ часто называют «продленными».

И, наконец, есть модели ККМ, которые вообще нельзя применять (тоже решение ГМЭК), и необходимо срочно заменить. Применение таких ККМ равносильно отсутствию ККМ со всеми вытекающими последствиями (штрафы и прочие санкции). Если ГНИ выявляет, что где-то работают на таких ККМ, то вот тут и наступают санкции. Указанные ККМ часто называют «запрещенными».

Ведение Реестра (разрешение, продление и запрещение ККМ) связано с экономической ситуацией в стране (инфляция или деноминация, например), финансовой политикой государства, интересами различных предприятий и организаций и с ходом научно-технического прогресса. Изменения Реестра происходят довольно часто – несколько раз в месяц, и ознакомиться с ними можно в циркулярных письмах ГНИ.

Подробная информация о контрольно-кассовой технике входящей в Государственный реестр

Кто и как обязан применять ККМ

Мнение о том, что все торговые предприятия и организации должны применять ККМ, а прочие – не должны, весьма ошибочно. Учитывая то, что применение ККМ напрямую затрагивает интересы государства в части учета наличной выручки, можно ожидать, что применение ККМ строго регламентируется. Так оно и есть – великое разнообразие самых серьезных законов, постановлений, указов и т.д., принятых Президентом, Правительством, ГМЭК, ГНИ. Пересказывать законодательство – неблагодарное занятие, поэтому просто приведем основные документы по применению ККМ.

Утвержден Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745

ПЕРЕЧЕНЬ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ), ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028)

1. Предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организации и учреждения в части оказания услуг населению и судебно-экспертные учреждения системы Министерства юстиции Российской Федерации при производстве экспертиз и иных экспертных исследований с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов или других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028).

2. Предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организации и учреждения в части осуществления:

мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами;

торговли сельскохозяйственной продукцией на колхозных, муниципальных и других приравненных к ним рынках;

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в отдельно стоящих киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028).

торговли в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, табачными изделиями, произведенными на территории Российской Федерации;

обеспечения питанием учащихся общеобразовательных школ и других приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028)

реализации проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028)

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном Министерством путей сообщения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028).

3. Выездные бригады предприятий бытового обслуживания и учреждений почтовой связи при производстве мелкого ремонта вне стационарного специализированного помещения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028)

4. Предприятия и организации, расположенные в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа) по перечню, определяемому местной администрацией района. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028).

5. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законом, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг за проведение религиозных обрядов и церемоний. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028).

6. Учреждения почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 N 1028).