Техническое обслуживание ККТ

Обслуживание ККТ
Техническое обслуживание ККМ любых типов
Заключение договоров ТО любых типов

Современная ККТ (контрольно-кассовая техника) представляет собой информационно-регистрационное устройство, обеспечивающее визуальное изображение на дисплее вводимых с клавиатуры данных при продаже товара или оплате услуг, выдачу печатного финансового документа (чека) посредством принтера, фиксацию этих данных в памяти с последующим их воспроизведением на контрольной ленте для получение отчетов за конкретный период, а также долговременное хранение финансовых показателей в специальной (фискальной) памяти и блоке ЭКЛЗ.
С октября 2004 г. на все новые касовые аппараты устанавливается ЭКЛЗ – электронная контрольная лента защищенная. Это дополнительный блок памяти, который устанавливается внутрь кассового аппарата и предназначен для запоминания денежных сумм, проходящих через ККТ.
Принципиальное отличие от уже имеющейся в ККТ фискальной памяти в том, что фискальная память фиксирует только суточную выручку (в момент снятия Z -отчета), а блок ЭКЛЗ – каждую покупку (при каждом закрытии чека). Блок ЭКЛЗ может называться в некоторых документах как блок СНФП- сменный накопитель фискальной памяти.
В системе технического (сервисного) обслуживания торгового оборудования, предназначенного для предприятий розничной торговли и сферы обслуживания населения, техническое обслуживание ККМ (ТО) занимает особое место. Дело в том, что техническое обслуживание ККМ является обязательным условием при её эксплуатации в отличие от другого торгового оборудования и может проводиться только в специализированных Технических Центрах, имеющих аккредитацию от заводов-изготовителей кассовой техники на право обслуживания и ремонта конкретных моделей ККТ.
Применительно к ККТ техническое обслуживание включает в себя межремонтное обслуживание и осмотры (выполняется персоналом потребителя и ЦТО) и ремонты: текущий, средний и капитальный, которые проводятся в ЦТО.

Техническое обслуживание ККТ – это комплекс мероприятий, проведение которых способствует поддержанию техники в постоянной исправности, и предупреждает выход их из строя во время эксплуатации. Техническое обслуживание состоит из межремонтного обслуживания, осмотров машин, малого, среднего и капитального ремонтов. Техническое обслуживание и ремонты должны проводиться в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию, в которой указываются межремонтные сроки и дается структура ремонтного цикла.

Межремонтное обслуживание ежедневно проводят кассиры (визуальный осмотр, чистка, проверка работы сигнальных и блокирующих датчиков, удаление бумажной пыли со всех доступных мест, удаление пятен с кожуха, дезинфекция денежного ящика).

Осмотры являются основным видом профилактических работ. Проводятся механиками не реже одного раза в месяц. Они включают проверку состояния устройств машины, устранение мелких неисправностей. ККТ, не проходящая ТО, считается неисправной.

Выдержка из технического паспорта ККТ.

1.     Техническое обслуживание и ремонт ККТ должны производиться в соответствии с действующими правилами эксплуатации ККТ.

2.     На корпусе ККТ предусмотрено место для обязательного опломбирования.

3.     На печатающем устройстве не допускается наличие запыления, бумажных волокон и кусочков, других посторонних частиц, загрязнения или краски.

Виды технического обслуживания:

ТО 1 – Ежедневно (Выполняется кассиром).

ТО 2 – Еженедельно (Выполняется кассиром).

ТО 3 – Ежемесячно (Выполняется механиком).

ТО 4 – Один раз в год (Выполняется механиком), далее 1 раз в 6 мес. До смены батареи питания.

Ремонт по необходимости

В состав ТО-1 входят следующие работы:

  • визуальный осмотр на отсутствие внешних повреждений и наличия пыли, проверка наличия защитной пломбы;
  • удаление пыли с наружных и внутренних (в отсеке для печатающего устройства) частей ККТ и печатающего устройства.

В состав ТО-2 входят следующие работы:

  • работы по ТО1;
  • замена кассеты с красящей лентой (при необходимости);

В состав ТО-3 входят следующие работы:

  • работы по ТО-2;
  • периодический режим проверки печатающего устройства в соответствии с техническим руководством.

В состав ТО-4 входят следующие работы:

  • работы по ТО-3;
  • контроль и при необходимости замена элементов питания ОЗУ и электронных часов. Замена аккумулятора для портативных ККТ производится за счет пользователя.

Гарантии предприятия – изготовителя ККТ.

1.       Гарантийный срок эксплуатации для ККТ устанавливает предприятие-изготовитель ККТ.

2.       Гарантийный ремонт ККТ проводит предприятие-изготовитель или ЦТО, имеющая договор с предприятием- изготовителем за счет изготовителя.

3.       Потребитель лишается права на гарантийный ремонт в следующих случаях:

  • при нарушении правил хранения, эксплуатации, транспортировки;
  • при отсутствии или нарушении правил технического обслуживания;
  • при нарушении защитных пломб;
  • при наличии механических повреждений наружных деталей и узлов;
  • при проникновении в корпус ККТ жидкостей и посторонних предметов;

Гарантия не распространяется на расходные материалы (чековая лента, красящая лента, картриджи ).
Особое внимание необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с заполнением и заменой блока ЭКЛЗ.
Потребитель ККТ должен, в случае выдачи ККТ сообщения на чековой ленте о заполнении ЭКЛЗ, незамедлительно уведомить об этом ЦТО и направить ему Гарантийное письмо-заявку на установку и активизацию новой ЭКЛЗ .

Если вы своевременно не сделаете заявку, то ККТ блокируется и вынужденный простой ККТ в неисправном состоянии может составлять от нескольких часов до нескольких суток.